С 01.01.2022 коммерческие УЦ больше не будут выдавать усиленные квалифицированные электронные подписи (КЭП) на имя компании (п. 1.2 ст. 3, Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ).
В 2022 году в силу вступают поправки кФедеральному закону № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Они вводят новые правила получения и работы с электронной подписью (ЭП) в организациях, у ИП и нотариусов.
Получите ЭП по новым правилам, чтобы в следующем году вовремя подписывать электронные документы и не платить штрафы за опоздания или нарушения правил оформления документов.
Даты основных изменений.
С 1 июля 2021 годаФНС стала выдавать электронные подписи руководителям коммерческих организаций и ИП.
После 1 июля 2021года многие УЦ не могут выдавать ЭП любым лицам и организациям, поскольку не прошли аккредитацию по обновленным требованиям63-ФЗ.
Обратите внимание!Если до 31 декабря 2021 года УЦ, аккредитованный по новым требованиям 63-ФЗ, выдал ЭП, то такая подпись продолжит действовать до конца своего срока. После этого ее нужно будет заменить по новым правилам.
С 1 января 2022 года руководители организаций и ИПпри смене или обновлении ЭП должны будут обращаться в ИФНС и к ее доверенным лицам.
С 1 января 2022 года сотрудникампонадобятся собственные ЭП и электронные доверенности. Получить их сотрудники смогут в аккредитованных УЦ.
В октябре 2021 года стало известно, что в 2022 году для этого изменения планируется переходный период — то есть если у сотрудника есть действующая подпись, то ее можно будет использовать до конца срока действия и только потом обновлять по новым правилам.
Получение ЭП в 2021 году.
До конца 2021 года всем — и руководителям, и сотрудникам, и ИП — можно по-прежнему получать электронные подписи в УЦ. Главное, чтобы этот УЦ был аккредитован по требованиям63-ФЗ. Найдите удобный УЦ в перечне Минцифры РФ или уточните в УЦ, в котором Вы раньше уже получали сертификат.
Для руководителей организаций, ИП и нотариусов появилась альтернатива — они могут также обратиться за новой электронной подписью в ФНС. До 1 января 2022 года делать это можно по желанию.
Как с 2022 годаполучить ЭП руководителю, ИП и нотариусу.
В 2022 году сценарий получения изменится. Куда именно обращаться за новой ЭП, будет зависеть от того, кто получает подпись — первое лицо компании или работник.
Руководители компании, ИП и частные нотариусы будут получать подписи ФНС — непосредственно в отделении ФНС или в офисе доверенного лица налоговой.
Получение в ФНСможно совершить 2 способами: приехав в ИФНС лично и через сайт ИФНС (вЛК юрлица, вЛК ИПили черезorder.nalog.ru).
Обратите внимание!ЭП ФНС выдает бесплатно. Но это относится только к файлам ЭП, которые запишут на токен. Отдельно нужно купить токен и лицензию на КриптоПро CSP. Кроме того, подпись ИФНС выдает в единственном экземпляре и она защищена от копирования — поэтому всем сотрудникам, которые подписывают электронные документы компании, понадобится купить свои подписи. Также в подпись не включают никаких расширений, которые дают доступ к специализированным площадкам и порталам. Пока порталы не отказались от расширений полностью, использовать ЭП ФНС на них не получится.
Чтобы получить КЭП в налоговой нужно:
Предварительно записаться на приемв любую инспекцию, у которой есть функции удостоверяющего центра ФНС. Без записи не принимают.
Подготовить документы:
заявление на выдачу ЭЦП,
паспорт,
СНИЛС,
флешку-токен,
документ о внесении записи в ЕГРЮЛ,
сертификат соответствия на носитель.
Посетить лично ИФНС. Это требование введено специально, чтобы убедиться в личности получателя (п.25 Приказа ФНС). ИФНС отмечает, что можно обратиться в любое отделение, а не только в то, где организация поставлена на учет. Но на практике некоторые отделения пока не принимают «не свои» организации, поэтому перед визитом лучше уточнить такую возможность в инспекции.
Прийти на прием со своим защищенным носителемключевой информации. Купить его можно у дистрибьюторов, производителей и в специализированных интернет-магазинах. Можно использовать имеющиеся носители ключевой информации, если на них есть действующий сертификат соответствия ФСТЭКРоссииили ФСБ.В частности, подойдут токены под названиями:
Рутокен Lite,
Рутокен ЭЦП 2.0,
JaCarta LT,
JaCarta-2 ГОСТ.
В ИФНС могут попросить сертификат соответствия, который подтверждает, что токен сертифицирован. Его запросите в точке, где получали токен, или скачайте с сайта производителя токена.
Приобрести КриптоПро CSP, установить ЭП на компьютер.Для работы с подписью, нужно установить средство криптозащиты на компьютер — программу КриптоПро CSP. Чтобы запустить программу, на нее нужно купить лицензию. После этого настройте компьютер и браузер так же, как делали это с прошлой ЭП, установите ЭП.
Получение у доверенных лиц ФНС.Доверенные лица ФНС — это УЦ, выбранные из числа прошедших переаккредитацию. Полный перечень доверенных лиц станет известен в конце 2021 года.
Для получения ЭП тоже необходимо личное обращение и тот же набор документов.
В офисе УЦ можно будет сразу получить токен, а также КриптоПро CSP. В некоторых УЦ помогут и с настройкой компа, и проконсультируют по работе с ЭП.
Обратите внимание!Вышеизложенные способы подходят только для руководителей коммерческих компаний, ИП и нотариусов. Должностные лица бюджетной сферы должны будут получать ЭП Федерального Казначейства. А первые лица банков и финансовых организаций — ЭП Центробанка. Сроки те же — после 1 января 2022 года.
Как с 2022 года получить ЭП сотруднику.
Работники, обслуживающая бухгалтерия, другие уполномоченные лица — все, кто подписывает документы компании — с 1 января 2022 года должны при смене электронной подписи получать ЭП нового типа. Это будет ЭП физического лица.
Такие подписи будут выдаваться в УЦ, прошедших переаккредитацию. Также потребуется личный визит, предъявление паспорта и СНИЛС.
Отличие от подписи руководителя —подпись будет без запрета на копирование или включение расширений.В файле личной подписи будут указаны только ФИО сотрудника без данных о работодателе.
Чтобы доказать правомочность своих действий от имени компании, нужна электронная доверенность(она же — машиночитаемая доверенность, МЧД). Этот новый инструмент еще не разработали для широкого применения.
А пока общая схема работы при сдаче отчетности в ФНС такова:
сначала руководителю нужно подписать доверенность на сотрудника в ФНС,
когда ее примут, сотрудник сможет сдавать отчетность от лица компании.
Электронные доверенности пока принимают единицы информационных систем. ЭП можно применять обычным способом.
В 2022 году планируется переходный период для электронных доверенностей. Нормативных документов еще нет, но, вероятно, до определенного срока сотрудники смогут использовать доверенность по желанию.
Какие издействующих КЭПбудут работать и в 2022 году.
Обязательно убедитесь, что после 1 июля 2021 года УЦ, который выдал КЭП, получил аккредитацию по новым правилам. От этого зависит срок использования подписи (пп. 3, 4 ст. 3 Закона № 476-ФЗ). Обычно ЭП выдают на 1 год, но некоторые УЦ выдают подписи на 15 месяцев. Все сертификаты КЭП можно проверить в личном кабинете на Госуслугах, а статус УЦ на сайте Минцифры.
Если электронную подпись выдал УЦ, который не прошел переаккредитациюпо новым требованиям закона, то в 2022 году она не будет действительна.
Если электронную подпись выдал УЦ, прошедший переаккредитацию, то ЭП будет работать в 2022 году — пока не закончится ее срок действия.Новую подпись потом нужно оформить в УЦ ФНС для руководителя и в коммерческом УЦ для остальных работников (п. 1 письма Минцифры от 10.08.2021 № П15-085-33604).
Если срок действия подписи заканчивается в декабре 2021 года, то получить новую ЭП можно только в УЦ, аккредитованном по новым правилам. До конца года обратиться в УЦ может руководитель и уполномоченное лицо. Также руководители компаний и ИП могут оформить подпись в налоговой.
Как ЭП ФНС будут работать на порталах с расширениями.
У ряда порталов и площадок существуют свои требования к ЭП.Например, нужны специальные расширения (OIDы) для работы с электронными закупками, в системах СМЭВ, и Росреестра. При этом по закону расширения не требуются, и сейчас многие площадки от них отказываются.
Пока OIDы еще нужны, используйте ту же подпись, что и раньше.ЭП ФНС для них не подойдет. Следите за объяснениями налоговой и площадок.
Как работать с ЕГАИС Алкоголь.
Сейчас торговым точкам нужна ЭП, чтобы продавать спиртное. Обычно используют одну ЭП на всю компанию, создавая копии. ЭП ФНС так использовать нельзя.
Налоговая разъяснила, что ЕГАИС начнет принимать ЭП по новым требованиям закона.Предполагаются 2 возможных сценария:
Электронная подпись руководителя юрлица или ИП, полученная в ФНС.
Подпись сотрудника-физлица, к которой прикладывается электронная доверенность.
Росалкогольрегулирование пока разрабатывает формат необходимой электронной доверенности.
Как с 2022 года получить электронную подпись по новым правилам
14 января 2022 12:00 264


