НОВЫЕ ПРАВИЛА КОНТРОЛЬНЫХ ЗАКУПОК

Правительство опубликовало правила новых контрольных закупок: что нужно знать бизнесу С 1 декабря начнут действовать правила организации и проведения контрольных закупок при госконтроле в рамках Закона о защите прав юрлиц и ИП. Именно с этого дня бизнесу нужно быть готовым к данному мероприятию. Подробнее о нем читайте в нашем обзоре. С чего все началось Долгое время только налоговые органы и оперативники могли проводить контрольные и проверочные закупки. С 1 января 2017 года в Законе о защите прав юрлиц и ИП появилась статья о контрольной закупке. Затем предусмотрели, что эту процедуру будут применять в области защиты прав потребителей и при санитарно-эпидемиологическом надзоре. Для проведения закупки нужны были и подробные организационные правила, которые только сейчас установило правительство. Они вступают в силу с 1 декабря. Что такое контрольная закупка По сути, это скрытная форма внеплановых выездных проверок. Основания для проведения у таких закупки и проверки одинаковые, но о закупке предупреждать заранее не будут, документы перед ее началом не предъявят. Контрольную закупку проведут так, как если бы товары, работы и услуги приобретал потребитель, в том числе дистанционно (например, через интернет). Также закупку смогут провести в зависимости от категории риска, класса опасности деятельности компании или ИП (используемых объектов). Однако такая возможность должна быть предусмотрена в положении о конкретном виде госконтроля (надзора). Отметим, если в результате закупки нарушений не обнаружат, то провести внеплановую проверку по тому же основанию будет нельзя. Кто столкнется с закупками и как часто С новой формой проверок столкнутся компании, которые занимаются розничной торговлей, оказанием услуг потребителям и выполнением для них работ. Проводить закупки смогут сотрудники Роспотребнадзора и других органовсанэпиднадзора, Росалкогольрегулирования и региональных органов контроля за алкогольным рынком. В дальнейшем сфер контроля (надзора), в рамках которых допускаются контрольные закупки, может стать больше. Можно предположить, что контрольные закупки не станут массовым явлением даже для розницы. Полагаем, закупку смогут провести, например, для проверки фактов: - обмеривания, обвешивания или обсчета потребителей; - навязывания дополнительных услуг; - несоблюдения ограничений на продажу табачной и алкогольной продукции. Закупки разрешены только в тех случаях, когда иначе оценить соблюдение требований нельзя. Правило достаточно расплывчатое, но это на руку бизнесу. В суде доказывать, что проверку нужно было провести именно в форме закупки, придется контролерам. Более того, в ряде случаев контрольный (надзорный) орган обязан согласовать закупку с прокуратурой. Как будут оформлять закупку После приобретения товара, работы или услуги проверяющий должен будет: - объявить, что это была контрольная закупка; - показать служебное удостоверение и приказ о ее проведении; - передать представителю юрлица или ИП (его представителю) копию этого приказа. Результаты проверки оформят актом. Представителю компании или ИП (его представителю) предложат расписаться в этом документе. Уклоняться от подписания акта не имеет смысла, в таком случае контролер просто сделает отметку об отказе. Если у представителя есть претензии по поводу содержания документа или действий проверяющих, рекомендуем указать их непосредственно в акте либо изложить отдельно. Во втором варианте рядом со своей подписью напишите "замечания на ___ листах прилагаются", указав вместо прочерка количество листов. Как задокументируют дистанционную закупку Если закупка была дистанционной, то в акте должны будут указать конкретный способ ее проведения (по почте, ТВ, радио, интернету). О состоявшейся закупке объявят, направив юрлицу или ИП копии приказа о ее проведении и экземпляра акта. Сделать это должны будут не позже следующего рабочего дня после даты проведения контрольной закупки. Возвращать ли деньги контролерам и ждать ли товар обратно Внесенные контролером деньги придется вернуть сразу же после закупки. Деньги можно оставить себе, если: - товары приобретались для дальнейшего исследования; - продукция испортилась; -компания понесла расходы на выполнение работ или услуг, приобретенных контролером. Госорган должен будет вернутьтовары, кроме тех, которые испортились, приобретены для исследований, изъяты или арестованы. Если возможно, то результаты работ и услуг тоже возвратят. На что обратить внимание при обжаловании закупки Напомним о самых важных требованиях, нарушение которых поможет оспорить результаты закупки. Обязательно проверьте следующие моменты: - вправе ли контролеры проводить закупки; - была ли необходимость в проведении именно закупки; - согласована ли с прокуратурой закупка, например, осуществляемая сотрудниками Росалкогольрегулирования или регионального органа контроля (надзора) за алкогольным рынком; - являются ли свидетели незаинтересованными лицами. Если хотя бы на один вопрос ответом стало "нет", шансы выиграть спор с проверяющими велики. Документ: Постановление Правительства РФ от 21.11.2018 N 1398 (вступает в силу 1 декабря 2018 года)
27 ноября 2018 12:00 28